Крупным планом: универсальная электронная карта (УЭК)

История проекта по созданию универсальной карты, упрощающей доступ граждан к государственным, муниципальным и коммерческим услугам в электронном виде, ведет свое начало с декабря 2009 года. Именно тогда под руководством Дмитрия Медведева было проведено совместное заседание Государственного совета и Совета по развитию информационного общества, в ходе которого был поднят вопрос о необходимости введения в обращение простого и удобного в использовании средства идентификации гражданина при его взаимодействии с ведомствами, совмещающего социальные, платежные и банковские функции.

Зеленый свет проекту был дан в середине 2010 года, когда был принят определяющий функции универсальной электронной карты Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а уже в феврале следующего года президент поручил правительству произвести расчет необходимых финансовых средств для внедрения в России УЭК и разработку соответствующей нормативно-правовой базы. Первая пилотная партия универсальных электронных карт тиражом в 6 тысяч экземпляров увидела свет в конце июля 2012 года. Изначально планировалось начать выдачу УЭК гражданам на основе их заявлений с 1 января 2012 года, однако выяснилось, что из-за спешки при реализации проекта и несогласованности действий ведомств карта не готова в полном объеме работать с системой межведомственного электронного взаимодействия и электронными госуслугами — и ее внедрение перенесли на год.

Выдача универсальных электронных карт началась с 1 января 2013 года по заявлениям граждан, однако ажиотажа среди пользовательской аудитории новинка не вызвала, и к октябрю было выпущено лишь 120 тысяч карт. Немного, если учесть, что в планах ОАО «УЭК», федеральной уполномоченной организации, осуществляющей функции координатора и оператора проекта по внедрению универсальной электронной карты, фигурировал куда более значимый показатель — 3,5 миллиона единиц карт к концу года. Такой планки удалось бы достичь с массовой выдачей в 2014 году УЭК всем гражданам (кроме тех, кто заранее подал заявление об отказе от ее получения), однако начало обязательной выдачи карты в очередной раз было перенесено на год в связи с неготовностью инфраструктуры в регионах и запланированной на 2015-2016 гг. заменой бумажных гражданских паспортов пластиковыми карточками с электронным носителем информации. Соответствующая концепция внедрения в России нового удостоверения личности и план мероприятий по ее реализации уже утверждены Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Предполагается, что в основу удостоверения личности нового поколения лягут существующие наработки УЭК, при этом инфраструктура универсальной электронной карты будет взаимодействовать с разрабатываемым электронным паспортом и синхронизироваться с ним. Звучит заманчиво, только вот успеют ли государственные новаторы реализовать проект в намеченные сроки?

Д. Медведев про УЭК: «Мы готовы к тому, чтобы приступить к реализации очень масштабного и социально значимого проекта. Его результат должен кардинальным образом повлиять на жизнь людей, на взаимодействие между государством и гражданином. Поэтому это ответственная задача. Уверен, что как только мы внедрим эту систему, она облегчит жизнь десяткам миллионов наших людей»

⇡#Как получить карту

Чтобы стать обладателем УЭК, следует обратиться в пункт приема заявлений на выдачу карт, отыскать ближайший из которых можно на официальном сайте проекта uecard.ru. Количество таких уполномоченных организаций не блещет разнообразием: в той же Москве, к примеру, таковых всего около десятка, и нужно изрядно побегать по городу, чтобы найти среди них работающий пункт. В нашем случае заявление приняли только во втором по счету отделении Сбербанка России, так как в первом не оказалось на месте нужного специалиста. Предвосхищая вопросы читателей, отметим, что Сбербанк является акционером ОАО «УЭК» и участником единой платежно-сервисной системы УЭК. Этим, собственно, и объясняется содействие проекту со стороны крупнейшего российского банка. В будущем году обещают подключить к распространению карт многофункциональные центры (МФЦ) и страховые организации, поэтому есть надежда, что количество пунктов приема заявлений существенно возрастет.

Для оформления заявления на получение универсальной электронной карты требуется предъявить паспорт (или иной удостоверяющий личность документ) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Оформление заявления занимает около десяти минут (пресловутые очереди в Сбербанке в расчет не берем), включая фотографирование. Процедура полностью бесплатная, после ее выполнения на руки выдается выписка из электронного журнала приема заявлений, в которой указана дата предполагаемой готовности УЭК. Согласно установленным нормам, срок выпуска карты не должен превышать 30 календарных дней, однако на деле ее изготовление занимает намного больше времени. В нашем случае данный процесс затянулся аж на три месяца. Неудивительно, что на данный момент выпущено всего лишь 100 тысяч с гаком карт — с такими оставляющими желать лучшего скоростями производства пластика большего и не достичь.

Выдача готовой универсальной электронной карты осуществляется при предъявлении удостоверяющего личность документа. На руки выдается сама карта и конверт с четырьмя PIN-кодами — ПИН1, ПИН2, ИД КРП и Банк ПИН. Предназначение последнего кода не вызывает вопросов, а вот для чего нужны первые три — приходится только догадываться, поскольку никаких справочно-информационных буклетов к УЭК не прилагается. Чтобы докопаться до истины, владельцу карты требуется вдоль и поперек изучить раздел «Вопросы и ответы» на сайте uecard.ru. Чтение инструкций в онлайне — дело, вне всяких сомнений, полезное, но почему бы их не перевести в более привычный для старшего поколения бумажный формат?

Лицевая сторона универсальной электронной карты содержит индивидуальный номер УЭК, логотипы банка-эмитента банковского приложения и платежной системы ПРО100, встроенный чип и элементы защитного комплекса (трехзначный код проверки подлинности карты)

На оборотной стороне универсальной электронной карты представлены ФИО, фотография и образец подписи держателя карты, номера банковской карты, СНИЛС и полиса обязательного медицинского страхования (ОМС), магнитная полоса, элементы защитного комплекса (голограмма), сведения о сроке действия карты и прочее. Несмотря внушительный набор идентификационных данных, УЭК не заменяет общегражданский паспорт

⇡#Практическая сторона вопроса

Несмотря на посредственную пока еще IT-инфраструктуру, сфера применения УЭК достаточно широка, однако она варьируется в зависимости от масштабов развернутой в регионах РФ поддержки универсальной электронной карты. Первое, на что стоит обратить внимание, — это возможность использования УЭК в качестве медицинского полиса и страхового пенсионного свидетельства. Установленные в московских поликлиниках терминалы без проблем считывают информацию с универсальной карты и автоматически идентифицируют пациента. Стоит надеяться, что в регионах дело обстоит аналогичным образом. По данным СМИ, в некоторых областях УЭК уже полностью заменяет социальные карты и даже используется в школах, в которых задействованы системы родительского контроля посещаемости занятий и успеваемости учеников. Все напрямую взаимосвязано с наличием у регионов финансовых возможностей и степенью их вовлеченности в проект.

УЭК объединяет в себе идентификационное и платежное средство. При заполнении заявления на выдачу универсальной электронной карты предлагается возможность самостоятельно выбрать банк из числа банков-эмитентов электронного банковского приложения. В настоящий момент в списке таковых представлены «Сбербанк России», банк «Уралсиб», «АК БАРС» банк, Московский индустриальный банк и прочие финансовые учреждения, с полным перечнем которых можно ознакомиться на странице uecard.ru/organizations/payment/banks. Отличительной особенностью УЭК является использование отечественной платежной системы ПРО100 (читается «просто»), функционирующей только на территории Российской Федерации. Соответственно, снимать наличные денежные средства с карты УЭК можно в банкоматах, обозначенных логотипом ПРО100 и обслуживаемых банками-участниками единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта». Безналичная оплата товаров и услуг также возможна в организациях, отмеченных упомянутым логотипом. По собственному опыту скажем, что проблем с зачислением денег на карту или их снятием обычно не возникает, так как банкоматы Сбербанка установлены едва ли не на каждом шагу, а вот в магазинах стикер платежной системы ПРО100 пока встречается крайне редко.

Обслуживание карт УЭК возможно только в банкоматах с логотипом платежной системы ПРО100

Другой, не менее интересной возможностью УЭК является поддержка электронной подписи, которая может использоваться для аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг Gosuslugi.ru и при совершении юридически значимых действий в электронном виде. По умолчанию электронная цифровая подпись на универсальной карте не размещается — для ее записи нужно обратиться в один из пунктов выдачи карт, организованных «Сбербанком России». Для записи электронной подписи необходима карта УЭК, ПИН2, паспорт, а также заполненное заявление на создание сертификата ключа проверки электронной подписи. Для использования размещенных на УЭК средств электронной подписи необходим кардридер, соответствующий спецификации для доступа к смарт-картам PC/SC, а также программное обеспечение «КриптоПро УЭК CSP». Все необходимые инструкции по данному вопросу представлены на информационном портале проекта. USB-считыватели для работы с картой УЭК можно приобрести на сайте uec-reader.ru либо получить бесплатно в рамках проводимой ОАО «УЭК» стимулирующей акции по премированию кардридерами граждан, подавших заявления на выдачу универсальной электронной карты.

Считыватели для универсальных электронных карт предоставляют независимые поставщики

Наконец, еще одной отличительной чертой УЭК является возможность применения карты в качестве электронного кошелька для проезда в общественном транспорте. В частности, в Москве универсальную электронную карту можно использовать как проездной «Тройка» для проезда в метро, троллейбусе, автобусе, трамвае и поездах пригородного сообщения. Это действительно удобно. Единственный нюанс: при пополнении баланса «Тройки» (проездной функционирует отдельно и не привязывается к банковскому счету) в кассе метрополитена кассиры долго крутят диковинную карту в руках, придирчиво рассматривают ее со всех сторон и с неохотой реагируют на просьбу «зарядить» карту. Проще в таких случаях пользоваться установленными в метро терминалами самообслуживания.

⇡#Вместо заключения: итоговые размышления

Находящаяся на стадии доработки инфраструктура УЭК, плохая информированность граждан о возможностях карты, многократные переносы сроков запуска и длительное изготовление универсальной электронной карты — все это негативным образом сказывается на развитии проекта. Согласно результатам проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 2013 году опроса, о существовании УЭК слышали 70% процентов россиян, при этом только 14% населения четко понимают особенности нововведения. 55% респондентов признались, что информированы об этой инициативе пока только в общих чертах, примерно столько же людей — 53% — одобрили появление универсального «пластика». Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, составила 35%, еще 12% населения затруднились оценить нововведение.

Можно понять опасения скептически настроенных граждан, особенно тех, кто переживает по поводу надежности хранения персональных данных в информационных системах УЭК. По данным опросов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), именно безопасность является камнем преткновения для развития инновационного проекта: россияне опасаются взломов карты, доступа посторонних к личной информации и чрезмерного контроля государства над людьми. Немало критиков УЭК находится и среди верующих граждан, выступающих против персональных электронных идентификаторов и ратующих за традиционный бумажный паспорт без цифровых чипов и личных кодов. Они подписывают различные петиции, проводят митинги протеста и активно занимаются прочей бурной, но бесполезной деятельностью, направленной против внедрения универсальных электронных карт.

Как бы то ни было, УЭК и разрабатываемые в рамках проекта сервисы продолжат свое развитие и, как было отмечено выше, лягут в основу удостоверения личности нового поколения. Электронный паспорт заменит собой целую кипу документов и пластиковых карт и станет ключом доступа к единой инфраструктуре получения государственных, медицинских, транспортных, платежных и иных коммерческих услуг. Обращение общегражданских паспортов в бумажном виде планируется прекратить в 2030 году. С 2016 по 2025 год параллельно будут иметь хождение два документа — электронный и бумажный. На электронном удостоверении личности, помимо фотографии и персональных данных с именем, фамилией и отчеством гражданина, на специальный чип будет вшита информация с адресом проживания. На карте будут указаны идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), СНИЛС, электронная цифровая подпись, также будет оставлено место для отпечатков пальцев, которые, возможно, в будущем будут вноситься на карту. Согласно представленной на сайте Правительства России информации, электронный паспорт будет выдаваться россиянам с первых лет жизни, но фотографии на карте будут появляться по достижении совершеннолетия. Гарантийный срок карты составит десять лет.

И последнее. Нет никаких сомнений в том, что рано или поздно курируемый Дмитрием Медведевым проект электронного паспорта станет явью — с помпой будут запущены пилотные программы, выпущены экспериментальные образцы карт, анонсированы новые идеи, претворение в жизнь которых потребует дополнительных временных и финансовых затрат. Самое главное — и во что хочется сильно верить, — чтобы от его реализации и повсеместного внедрения в конечном итоге выиграли потребители, то есть мы с вами.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]