Жанр | Стратегия |
Издатель | Blizzard Entertainment |
Разработчик | Blizzard Entertainment |
Минимальные требования | Процессор Intel Pentium 4 3,06 ГГц/AMD Athlon 64 3000+ 1,8 ГГц, 1 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 512 Мбайт видеопамяти, например NVIDIA GeForce GT 7600 GT/AMD Radeon HD 4650, 12 Гбайт свободного места на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись Battle.net |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core 2 Duo E6750 2,66 ГГц/AMD Phenom X3 8250e 1,9 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 650/AMD Radeon HD 7790 |
Дата выхода | 10 ноября 2015 года |
Возрастной ценз | от 16 лет |
Платформы | PC |
Официальный сайт |
Пока Сара Керриган при поддержке Джима Рейнора занималась свержением ненавистного императора Арктура Менгска, протоссы готовили свой ход на шахматной доске галактики. Герой Войны выводков, а ныне иерарх Артанис во главе самого мощного флота тамплиеров за всю историю выступает к Айуру — родному миру Перворожденных, павшему под яростным натиском зергов несколько лет назад. Однако войне плевать на все планы — и вот оказывается, что выводки тварей на Айуре контролируют ужасные гибриды, порождения злобного бога Амуна. Но хуже всего то, что предостережение Зератула оказывается правдой — сам мятежный зел-нага пробуждается, чтобы прервать порочный, по его мнению, цикл бытия и переделать всю жизнь в галактике по своему видению. Возвращение планеты провалилось, Золотая армада потеряна — и Артанис вместе с уцелевшими соратниками вынужден бежать с Айура на борту древнего корабля «Копье Адуна». Но даже в самые темные времена остается крошечная искорка надежды, которая бросит молодого иерарха на поиски древнего артефакта, толкнет к непредвиденным союзам, заведет в неведомые дали и раскроет его с тех сторон, о которых он сам, быть может, и не подозревал.
Legacy of the Void — самостоятельное дополнение, не требующее наличия предыдущих эпизодов, Wings of Liberty и Heart of the Swarm. Однако рассматривать его в отрыве от них нельзя категорически — это все равно что пытаться вникать во «Властелина колец», начав читать с «Возвращения государя». Более того, для полноценного понимания всей истории сектора Копрулу желательно и знакомство с оригинальной StarCraft. Исторический ролик, конечно, кратко введет в курс дела, но многие детали останутся за кадром — а ведь чем дальше играешь, тем сильнее понимаешь, насколько здесь все взаимосвязано. Сценаристы мастерски сводят вместе все сюжетные арки. Не остается никаких белых пятен, никаких оборванных линий — лишь целая гамма эмоций и немного грусти от того, что такая великолепная история подошла к своему концу. Да, дальше будут небольшие сюжетные дополнения (первое, про девушку-спецназовца Нову, уже объявлено), но все это — скорее послесловия. Сага завершилась — но завершилась на очень высокой ноте.
![Два друга в редкий момент спокойствия](https://mts61.ru/wp-content/uploads/2016/01/sm.OnPage_01.800-6.jpg)
Два друга в редкий момент спокойствия
⇡#Жизнь за Айур!
Своей структурой сюжетная кампания не отличается от предыдущих частей — между прохождением разнообразных и практически не повторяющихся заданий Артанис возвращается на свой корабль, где беседует с товарищами на отвлеченные темы и занимается хозяйственными делами.
«Копье Адуна» — могучее боевое судно, способное оказывать войскам протоссов всестороннюю поддержку на поле боя. По мере прохождения фазовый кузнец Каракс, здешний «механик», активирует новые подсистемы корабля, что открывает доступ к новым возможностям поддержки. Всего таких систем шесть — четыре активного действия и две пассивного, и на каждую приходится по три способности, выбрать из которых можно одну. Это может быть и артподготовка разных типов, и автоматический ремонт поврежденной техники, и временная заморозка противников, и телепортация, и многое другое — и все по-своему полезное. Однако приз зрительских симпатий достается пассивному улучшению, которое придает заводам робототехники и авиации свойство искривления пространства по аналогии с пехотными вратами. Другими словами, становится возможным вызывать любую технику в любую точку энергетической сети, а не гнать каждый раз с базы. Вкупе с функцией вызова пилонов прямо с орбиты это невероятно усиливает наступательный потенциал армии протоссов.
![«Копье Адуна» готовится открыть огонь](https://mts61.ru/wp-content/uploads/2016/01/sm.OnPage_02.800-6.jpg)
«Копье Адуна» готовится открыть огонь
Спецспособности «Копья Адуна» задаются не строго, и между миссиями их можно менять. Единственное ограничение — ресурс корабельного реактора, Солнечного ядра. Оно работает на особом веществе, соларите, и активация каждой подсистемы судна потребляет некоторое его количество. Дополнительный соларит дается за выполнение второстепенных задач в миссиях, но даже с максимальным его запасом взять сразу все шесть самых мощных способностей не выйдет — в чем-то придется поумерить аппетиты.
Гибкость прослеживается и в формировании армии протоссов. Как и в двух предыдущих частях, кампания позволяет управлять модифицированными видами войск из стандартного стека, однако в подходе к этому вопросу протоссы отличаются от других рас. Если терраны и зерги улучшали своих бойцов раз и до конца кампании, то командир Перворожденных вправе от задания к заданию менять состав армии, пуская в бой представителей четырех «культур» протоссов. С айурскими тамплиерами (кхалаями) и темными неразимами все мы давно знакомы. С талдаримами тоже уже доводилось сталкиваться в прошлом. Но если раньше они подавались просто как фанатичная секта протоссов-отщепенцев, то теперь интересующиеся смогут получше вникнуть в их историю, верования, общественный строй и традиции, а также сразиться не только против них, но и плечом к плечу против общего врага. Чистильщики, де-юре новички в серии, — еще одна темная страница в истории тамплиеров. Это целая роботизированная армия, созданная айурскими учеными по образу и подобию протоссов как универсальное оружие. Помимо модулей искусственного интеллекта, некоторым рукотворным воителям имплантировали копии личностей известных деятелей Перворожденных. Однако Конклав не захотел воспринимать их как равных другим тамплиерам, и чистильщики восстали против своих создателей, за что были запечатаны в стазисе на космической станции где-то на задворках сектора Копрулу. До сих пор.
![Чистильщики вступают в бой](https://mts61.ru/wp-content/uploads/2016/01/sm.OnPage_03.800-6.jpg)
Чистильщики вступают в бой
Каждый из этих народов добавляет своих воинов к армии Артаниса. В большинстве своем это вариации базового юнита с какими-то уникальными особенностями. Например, айурский зилот умеет волчком вращаться на месте, поражая всех врагов вокруг себя, его неразимский коллега в рывке оглушает противника, а боец-чистильщик восстанавливается после смерти. Впрочем, в некоторых категориях предполагается более радикальный выбор, как то: «авианосец или талдаримский материнский корабль». В любом случае, вы вольны собирать именно такую армию, которая отвечает лично вашим предпочтениям и сложившейся ситуации.
Legacy of the Void добавило всем сторонам конфликта несколько новых видов войск. Терраны получили в свое распоряжение гусеничную ракетную установку «Циклон» и воздушный штурмовик «Освободитель», способный обратимо трансформироваться в неподвижную артиллерийскую платформу. Тараканы зергов научились эволюционировать в плюющихся едкой желчью разорителей, а протоссы разжились новым стрелком и механизированным юнитом поддержки. Но приятнее всего видеть в рядах войск старых знакомых, вернувшихся еще из оригинального, самого первого StarCraft: драгунов, арбитров, корсаров, разведчиков, насекомоподобных Reaver. Встретить их можно в кампании, а некоторых — еще и в кооперативных миссиях. Это новый режим игры, в котором два человека выбирают себе в качестве альтер эго одного из шести командиров (по два на расу) со своим набором войск и спецспособностей, а затем вместе выполняют поставленные задачи. Получается этакий переходный режим от сюжетной кампании к многопользовательской игре, к которой, пожалуй, перейдем и мы с вами.
GG WP
Рассказывать о мультиплеерной составляющей Legacy of the Void очень, хм, грустно. За последние несколько лет сетевые баталии StarCraft 2 все глубже и глубже зарывались в аркадные зрелищные замесы и все дальше отходили от многогранных сражений если не первой части, то хотя бы Wings of Liberty. Понять разработчиков можно — для того, чтобы удерживать зрителя у экранов и привлекать его на соревнования, игра должна быть в первую очередь динамичной. Однако когда ради этого выкидывают целый пласт, с которым ветераны «Старкрафта» жили 17 лет, скупая мужская слеза появляется сама собой.
![Подкрепления с доставкой на фронт](https://mts61.ru/wp-content/uploads/2016/01/sm.OnPage_04.800-3.jpg)
Подкрепления с доставкой на фронт
Мы уже говорили это в видеопревью, но повторимся: с самого начала матча у игроков на руках есть сразу 12 «рабов», а не шесть. Больше никаких «шестых пулов» и прочих веселых стратегий, успешное исполнение которых зависело от прямоты рук. Собственно, от нее же зависела и оборона: получилось вовремя разведать сюрприз — смогли что-либо противопоставить. Не успели — не повезло. Далеко не всем хватало наглости пользоваться подобными тактиками, но даже при таком раскладе вариантов развития на промежутке от первой секунды до десятого рабочего хватало.
В Blizzard, судя по всему, решили, что фаза открытия слишком скучна, поэтому попросту выкинули ее из игры, превратив сетевой режим LotV в «наклепал побольше войск и пошел убивать». Возможно, в высших лигах происходит что-то более интересное, но если раньше с «серебра» по «платину» каждый третий матч превращался в битву умов, пусть и не совсем окрепших, то сейчас редкое сражение может подарить подобные ощущения. Просто потому, что преимущество теперь не у того, кто лучше планирует, а у того, кто быстрее щелкает мышкой. Любителям неторопливого макро попросту не оставили пространства для маневра из-за возросшей скорости игры — приходится с самого начала становиться агрессором, в противном случае есть крайне высокая вероятность проиграть минуте на третьей-четвертой.
Тут остается либо плюнуть на подобные изменения и никогда больше не появляться в ладдере, либо, стиснув зубы, смириться и попробовать переделать с нуля все свои билды. Или, может, вообще отправиться на неизведанную территорию, как автор данных строк, предавший горячо любимых еще с первой части зергов и обратившийся к великому рандому. Удивительно, но результат оказался куда лучше, чем ожидалось. Конечно, теперь все совсем по-другому, но сетевой режим LotV все равно может подарить немало приятных моментов. Да и состав войск наконец-то принял свой финальный вид — теперь можно не беспокоиться, что очередное дополнение опять поставит все с ног на голову, а заново пробовать, комбинировать и искать оптимальные стратегии для стремительной атаки или учиться выстраивать глухую оборону. И, естественно, увеличивать показатель APM, иначе вас просто «перекликают».
![Лечим заражение зергами с помощью тактических прижиганий](https://mts61.ru/wp-content/uploads/2016/01/sm.OnPage_05.800.jpg)
Лечим заражение зергами с помощью тактических прижиганий
Для более серьезных пользователей Blizzard добавила автоматические турниры. Они проходят раз в несколько часов и состоят из 25-минутых матчей с перерывом в пять минут — для участия нужно всего лишь записаться и дождаться назначенного времени. Победителю достаются трофеи, которыми можно хвастаться в профиле, но на момент написания материала в этот режим можно было играть только на свой страх и риск из-за нестабильного соединения с сервером. Доходило до того, что еще до начала загрузки карты связь обрывалась, а клиент засчитывал поражение, выкидывая из турнирной сетки и понижая в рейтинге.
Главным же нововведением стал режим «Архонт». Собственно, это классический матч один на один, но с одной большой оговоркой — базой управляют одновременно два игрока. Получается достаточно весело, особенно первое время, когда действия не скоординированы вообще — по привычке пытаешься контролировать все, а не, допустим, только войска, что выливается во множество смешных ситуаций. Зато со временем, когда вы с напарником начнете понимать друг друга с полуслова, можно вытворять совершенно невероятные вещи, ведь в одиночку проводить атаку на несколько направлений, попутно развивая экономику, практически невозможно. Хотя, по правде говоря, «Архонт», как и всякие 2 × 2, 3 × 3 и 4 × 4, скорее служит возможностью отдохнуть, чем несет какую-либо практическую ценность. Если вы, конечно, не подрабатываете уроками по «Старкрафту» — тогда показать какие-то вещи на личном примере может быть очень полезно.
В результате сетевой режим Legacy of the Void может как окончательно отвернуть от себя за счет не совсем приятных изменений в начальной стадии игры, так и подарить новые впечатления тем, кто устал от классического «Старкрафта». Тут уже все зависит от степени вашей преданности традициям и желания осваивать новые тактики и стратегии взамен безвозвратно ушедших. Blizzard решилась на смелый эксперимент, но только время покажет, оправдался ли упор на экшен, или все-таки самую популярную на данный момент RTS не стоило перепахивать настолько кардинально.
⇡#Достоинства:
- мощное завершение прекрасной саги;
- первоклассная постановка;
- увлекательная сюжетная кампания;
- новые сетевые режимы.
⇡#Недостатки:
- изменения в мультиплеере не всем придутся по душе;
- внезапный баг локализации — изредка реплики в сюжетных заставках обрываются на полуслове.
Графика | Легкий налет мультяшности прекрасно спасает StarCraft II от визуального старения. Игра выглядит точно так же, как и пять лет назад, — не технологично, но красиво, мило, стильно и опрятно. | 8 |
Звук | В отрыве от игры здешний саундтрек слушать вряд ли захочется, но происходящее на экране действо музыка поддерживает просто прекрасно. Озвучение на высшем уровне, причем как в английской, так и в русской версии. | 9 |
Одиночная игра | Кампания Legacy of the Void, как и ее предшественницы, снова не оставляет немногочисленным конкурентам ни единого шанса. Захватывающая история, голливудская постановка, разнообразные миссии, гибкость в подборе армии, динамичный игровой процесс — что еще для счастья надо? Только чтобы оно, счастье это, не заканчивалось. | 10 |
Коллективная игра | Лучший сетевой режим в жанре стратегий в реальном времени, подпорченный вырезанной первой третью матча. Зато теперь состав войск не будет меняться (надеемся), и можно сконцентрироваться на оттачивании умений. Учитесь, поднимайтесь в лигах и покажите протоссам, где зимуют зерглинги. Удачи на полях сражений! | 8 |
Общее впечатление | StarCraft II — стратегия исключительная. Настолько качественных и комплексных произведений в жанре давно не было и в обозримом будущем не предвидится. И Legacy of the Void — именно тот финал, которого такая сага заслуживает. | 9 |