На прошлой неделе компания Sony неожиданно представила свои первые твердотельные накопители (solid-state drives, SSDs), которые она будет продавать в розницу. Решение начать продажи потребительских SSD выглядит совершенно неожиданным, поскольку вот уже долгие годы Sony пытается сосредоточиться исключительно на высокорентабельных продуктах, стараясь не ввязываться в ожесточённую конкуренцию с компаниями вроде Samsung Electronics. Тем не менее, выбранная Sony бизнес-модель в отношении SSD едва ли позволит ей соперничать с Samsung.
На данном этапе Sony будет продавать лишь две модели SSD семейства SLW-M, что означает, что она скорее пытается протестировать новый бизнес, чем стать лидером на рынке. Продуктовый ряд SLW-M включает в себя модели ёмкостью 240 Гбайт (SLW-MG2) и 480 Гбайт (SLW-MG4). Оба SSD используют форм-фактор 2,5”/7 мм и интерфейс Serial ATA-6 Гбит/с, а следовательно, они совместимы с подавляющим большинством ПК на рынке. Согласно данным Sony, твердотельные накопители SLW-M обладают максимальной скоростью чтения 560 Мбайт/с, а также максимальной скоростью записи 530 Мбайт/с. SSD Sony поставляются с программой Acronis True Image 2015, которая облегчит переход на новый твердотельный накопитель со старого HDD или SSD.
Корпорация Sony отказывается говорить о точных спецификациях своих SSD, указывать тип памяти и наименование контроллера. Тем не менее, согласно фотографиям c сайта DIYPC.hk, Sony SLW-M SSD строятся на базе контроллера Phison PS3110-S10, а также NAND флеш-памяти Toshiba с трёхбитовыми ячейками (triple-level cell, TLC). Твердотельный накопитель Sony SLW-MG2 оснащен 128-Мбайт буфером памяти DDR3, произведённым Nanya.
Использование TLC NAND указывает, что Sony SLW-М являются клиентскими SSD начального уровня, которые стоят недорого, но не блещут высокой производительностью. Использование контроллера Phison говорит о том, что производством данных твердотельных накопителей занимается сама компания Phison, или один из контрактных производителей.
Компания Phison не продаёт свои контроллеры никому, кроме Kingston Technology или Toshiba, обе из которых являются её акционерами. Всем желающим Phison предлагает пакет из контроллера, прошивки, эталонного дизайна и программного обеспечения. Кроме того, компания предлагает и услуги по производству SSD. Благодаря связи с Toshiba Phison может получать крупные объёмы самой разной памяти по конкурентоспособным ценам, а наличие собственных производственных линий даёт возможность изготовлять как SSD, так и другие продукты на базе NAND флеш-памяти. Именно поэтому абсолютное большинство твердотельных накопителей на базе контроллеров Phison — включая Kingston HyperX Savage, Corsair Neutron XT, Patriot Ignite и другие — имеют идентичный дизайн. В большинстве случаев это означает, что данные SSD построены на одних и тех же производственных линиях.
Многие новые поставщики твердотельных накопителей приобретают готовые решения Phison для того, чтобы представить собственные SSD и выяснить, могут ли они успешно продавать такие продукты своим клиентам и через свои каналы продаж. Подобный подход значительно снижает риски, оставляя за компаниями исключительно продажи и маркетинг устройств. Учитывая, что SSD на базе микросхем Phison обладают похожими характеристиками, непосредственная конкуренция между накопителями от разных поставщиков довольно слаба.
К примеру, в прошлом году компания Zotac представила свои первые твердотельные накопители на основе контроллеров Phison PS3110-S10 и MLC NAND флеш-памяти производства Toshiba. Выяснив, что среди пользователей Zotac есть желающие приобретать SSD под её торговой маркой, в этом году компания представила более мощные и дорогие накопители на базе платформы Phison PS5007-E7.
Планы Sony в области SSD остаются неясными.В настоящее время компания продаёт свои твердотельные накопители лишь на некоторых азиатских рынках, и неизвестно, планирует ли Sony предлагать подобные продукты в США или Европе. Тем не менее следует отметить, что компания, которая в течение многих лет пыталась выйти из всех рынков массовых продуктов, продающихся с минимальной наценкой и подверженных ценовым колебаниям вследствие изменений условий на рынке, решила попробовать продавать SSD. Хотя твердотельные накопители ещё не так дёшевы, как жесткие диски, конкуренция между игроками в нижнем сегменте рынке весьма серьёзна. По всей видимости, Sony надеется, что её торговая марка позволит ей продавать свои SSD с относительно стабильной нормой прибыльности. Учитывая потенциально низкую себестоимость SSD, производимых Phison, подобная надежда не лишена оснований.