Konami удалось удивительное – вернуть нас в золотые времена серии на PlayStation 2. Что такого вдруг сделали японцы, как теперь с этим будут жить конкуренты из FIFA и изменилась ли ситуация c лицензиями – читайте в нашей рецензии.
Жанр | Симулятор |
Издатель | Konami |
Издатель в России | «1С Софтклаб» |
Разработчик | Konami (PES Productions) |
Дата выхода | 13 сентября 2015 года |
Возрастной ценз | от 6 лет |
Минимальные требования | Процессор Intel Core 2 Duo 1,8 ГГц / AMD Athlon II X2 240, 1 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мб памяти, например NVIDIA GeForce 7800 GS / AMD Radeon HD X1300, 8 Гбайт на жестком диске. |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i3 530 2,9 ГГц / AMD Phenom II X4 925, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 1024 Мб памяти, например NVIDIA GeForce 7950 / AMD Radeon HD 2400, 8 Гбайт на жестком диске. |
Платформы | PC, PS3, Xbox 360, PS4, Xbox One |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PS4.
Футбольные симуляторы – один из самых стабильных жанров в игровой индустрии. На мировой арене всего две конкурирующие серии, которые уже почти декаду не меняют диспозиции друг относительно друга – одна уверенно лидирует, вторая не менее уверено отстаёт. Концепции обеих в целом не меняются, движки и технологии обновляются лишь с выходом новых консолей. В общем, на первый взгляд – прямо-таки брежневский застой, где не происходит ничего интересного.
Редкие революции и перемены остались в далёком прошлом. В период PlayStation 2 прекрасно себя чувствовавшую FIFA вдруг на повороте обошёл неожиданный конкурент из Японии. Pro Evolution Soccer 3 стала глотком свежего воздуха на фоне пресных симуляторов от EA Sports – игра от Konami дарила незабываемое ощущение того, что действительно участвуешь в настоящем футбольном матче.
Удивительно, но PES ещё несколько лет выезжала исключительно за счёт одного голого геймплея – тогда, в первой половине «нулевых», почему-то не волновали выдуманные команды, скудный набор игровых режимов и общая бедность контента. Игра просто цепляла тем, что каждый новый матч ничем не походил на предыдущий и состоял из плавно перетекающих друг в друга неповторимо красивых сцен на зелёном газоне.
С переходом на PS3 и Xbox 360 с PES что-то случилось – игра переехала на новый движок, обзавелась более убедительным набором лицензий (всё ещё бесконечно уступая в этом плане конкуренту), но будто бы растеряла свой уникальный дух. Игровой процесс прибавил в многогранности, но приобрёл при этом какой-то механический оттенок – Pro Evolution Soccer стала просто более сложной (и, пожалуй, более скучной) копией FIFA.
Два года назад находящаяся в глубокой депрессии японская серия переехала на современный Fox Engine – Pro Evolution Soccer 2014 на новых технологиях видимо делалась настолько впопыхах, что умудрилась оказаться слабее своей предшественницы по всем статьям. Через год Konami выпустила работу над ошибками – во всяком случае ощущаться PES 2015 стала значительно приятнее.
Прошёл один год – и на прилавках Pro Evolution Soccer 2016. Длинное вступление выше написано не просто так; сегодняшняя игра – это в какой-то степени итоговый результат работы спортивного направления Konami за все годы его существования. Проект, где символичным образом собраны все основные достоинства и недостатки японской серии более чем за десятилетие.
⇡#Давно забытые эмоции
В PES 2016, кажется, впервые найдена золотая середина между двумя противоположными понятиями – «футболом реалистичным» и «футболом зрелищным». К первой категории относились отдельные поздние итерации японской серии, страдавшие излишним перекосом в рутинность. В FIFA же, наоборот, всегда ставили во главу создание нарочито зрелищных моментов, которые зачастую не имели ничего общего с физикой и поведением реальных объектов в природе.
PES 2016 стала заметно быстрее и динамичнее – игроки нетипично быстро по меркам серии носятся по полю; при этом они не теряют своих позиций и игра не разваливается на однотипные кавалерийские атаки всей командой от ворот до ворот (типичный недуг «быстрых» FIFA). Это позволило наконец-то достойно реализовать вертикальные передачи на ход и забегания нападающих за спину соперников. Обычно в футбольных симуляторах эта возможность блокировалась какими-нибудь условностями из-за излишней простоты использования – например, мяч «читерски» отбирал защитник, неизменно принимавший его головой. Здесь ничего подобного нет – в первую очередь из-за ненадобности, так как поведение мяча и траектории движения игроков никогда не поддаются стопроцентному предсказанию и не происходят по шаблону.
Например, игра за «Барселону» с её выдающимся атакующим трио – Неймар-Месси-Суарес – дарит совершенно новые эмоции. Сложно вспомнить, когда ещё был такой простор для экспериментов с самыми нестандартными для видеоигры комбинациями с нападающими. Длинные пасы, забегания, сложносочинённые финты, выстрелы с дальних позиций, навесы – получается прямо какая-то игра в игре для любителей перфекционизма и изящности.
Вообще, снижение предсказуемости и формирование большего количества случайных ситуаций на поле за счёт усложнения физических параметров – основной тренд в футбольных симуляторах на пути к реалистичности. Разработчики PES 2016 прекрасно это усвоили, но при этом не забыли о важности контроля за футболистами – кажется, что в игре (опять же по сравнению с предшественницами) задержки ввода снижены до минимума. Игроки мгновенно слушаются команд пользователя – ощущение полного управления не покидает даже в разнообразных сложных эпизодах, когда движением футболиста руководит уже не он сам, а инерция.
Хорошо сбалансированы дальние удары – забивать из-за пределов штрафной можно, не слишком легко, но и не слишком неудобно. Хотя вратарям будто бы чуть снизили прыгучесть – голкиперы в некоторых ситуациях не выручают «на линии» в угоду красивому голу. Есть множество других приятных мелочей – от в кои-то веки по-настоящему удобного управления ударами со штрафных (что-то похожее было в FIFA 2001 со стрелочкой направления) до выбора способа отпраздновать гол.
Конечно, пересказывать в текстовом формате чувства от игры в существенно обновлённый виртуальный футбол – глупое занятие. Множество деталей разной степени существенности дарят впечатления от совершенно новой игры – это не надо читать, это надо ощутить самостоятельно.
⇡#Всё, что вокруг
Визуально PES 2016, как и прошлые выпуски, не совсем ровна – удивительно настоящая анимация футболистов и реалистичнейшие лица некоторых звёзд (словно их рисовали для Metal Gear Solid V) соседствуют со средненьким газоном и изображением других игроков, будто бы больных пучеглазием и какой-то кожной болезнью.
Неожиданно стал приятнее интерфейс, до этого года плотно застрявший в реалиях PlayStation 2, – это, например, повлияло на удобство управлением «Планом игры» (составом, заменами, тактикой и прочим). Набор титульных режимов (Become a Legend, Master League, MyClub) не претерпел принципиальных изменений, ровно так же ситуация обстоит и с прочим контентом – ситуация с лицензиями все такая же плачевная, как и пять или десять лет назад. Хотя в этом году может показаться, что всё ещё хуже – настоящих команд не наберётся даже на групповой розыгрыш Лиги Чемпионов. Не торопится Konami и обновлять составы – многие команды обладают стартовой линейкой годичной давности, а многие трансферы этого лета в PES так и не случились.
Напоследок пара слов о предпочтительной версии. К Pro Evolution Soccer мало-мальски сообразительные игроки всегда ждали контентного неофициального патча, который существенно исправлял историю с лицензиями. Понятно, что всё это проще реализуется на ПК, но в этом году Konami уделила настольной платформе минимум внимания. Визуально версия для Windows существенно уступает тому, что есть на PS4 и Xbox One, к тому же ещё и нестабильно себя ведет – пользователи в сети жалуются на баги, вылеты и ужасно долгое соединение с серверами даже при старте. В общем, тут всё плохо.
Достоинства:
- прекрасный игровой процесс;
- местами хорошая графика и общая зрелищность.
Недостатки:
- отсутствие лицензий;
- неаккуратность некоторых визуальных элементов.
Графика | В целом красиво, но возможности Fox Engine явно используются не на всю катушку – грубоватость исполнения ряда элементов иногда бросается в глаза. | 8 |
Звук | Стандартно для японской серии — незапоминающийся саундтрэк и дежурные комментаторы. | 6 |
Одиночная игра | AI сделал шаг вперёд, поэтому упорства виртуального соперника хватит на долгие месяцы. | 8 |
Коллективная игра | Ничего необычного – типичный набор режимов и местами долгий отклик. | 7 |
Общее впечатление | Pro Evolution Soccer времён PS2, только на новых технологиях. Жаль, что с контентом всё как всегда. | 8 |